[Сайт учителя математики ]

Решая проблему школьной неуспеваемости подростков, стоит задаться главным вопросом: что сегодня, в условиях чрезмерной загруженности всех участников образовательного процесса, способен предпринять педагог, чтобы помочь учащимся не только преодолеть, но и предупредить учебную неуспеваемость.

Некоторые пути решения проблемы подростковой неуспеваемости и меры ее устранения приводит настоящая статья, ориентированная на педагогов, работающих с учащимися 5-х – 9-х классов, и, в особенности, на классных руководителей. Вашему вниманию предлагаются рекомендации и тренинг по предупреждению и преодолению такого многогранного психолого-педагогического явления как учебная неуспеваемость.
Цель разработки – помочь в освоении эффективных способов предупреждения и преодоления неуспеваемости подростков.
Задачи: уяснить суть проблемы этого явления и усвоить рекомендации и конкретные методы, позволяющие помочь школьнику стать успешным в учении.
Для начала внесем ясность. Под учебной неуспеваемостью следует понимать ситуацию, при которой результаты обучения учащегося не соответствуют обязательным школьным требованиям в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и моделей поведения. Иными словами, учебная неуспеваемость – более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. 
Общим для неуспевающих школьников выступают, как правило, низкая мотивация учения, нежелание прикладывать усилия при выполнении учебных заданий, отрицательное отношение к более сложным видам работы. 
Тренинг по профилактике и преодолению неуспеваемости – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков, выработку способов действий и установок на достижение поставленной цели. Организация такой работы предполагает создание психолого-педагогических условий для самораскрытия личности учащегося и совместного с ним поиска оптимальных способов устранения неуспеваемости.

Рекомендация 1


Каждый наставник, профессионально работающий с ребенком (подростком), вольно или невольно руководствуется принципом К.Д.Ушинского, предписывающим «знать человека во всех его отношениях». Установлено, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование школьника. Отечественный и зарубежный психолого-педагогический опыт приводит детальную классификацию разнообразных причин учебной неуспеваемости подростков, которая далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями и отсутствием учебной мотивации. Это причины и педагогические, и психологические, и социальные, и физиологические.
При незнании главенствующих причин проблемы многие педагоги к неуспевающим учащимся применяют самые обычные меры: провоцируют на зубрежку учебного материала, устраивают дополнительные занятия с применением традиционных методов обучения, используют различные формы давления на школьника, на родителей. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. Поэтому следует обратиться за содействием к педагогу-психологу, социальному педагогу, медику, чтобы провести комплексное обследование неуспевающих подростков. Наравне с диагностикой учебно-познавательных способностей учащегося, его эмоционально-волевой и мотивационной сферы, выявлением индивидуальных особенностей личности должно происходить исследование условий, в которых протекает его развитие.
Как преодоление неуспеваемости, так и предупреждение (своевременное обнаружение и устранение всех ее компонентов) – это огромная кропотливая работа, которая в большинстве случаев должна проводиться с учетом знания

 

Рекомендация 2

Ведущими причинами неуспеваемости подростков считаются следующие:


Для начала классному руководителю в эмоционально-благоприятной обстановке стоит провести персональное анкетирование всех учащихся класса (анкеты именные), цель которого – определение возможных причин учебной неуспешности подростков. Стимулировать к правдивым ответам можно доверительной беседой, которую следует начать словами: «Ребята, давайте вместе задумаемся, как сделать нашу школьную жизнь приятной и успешной! Ведь в школе ежедневно проводится большая часть дня!» После небольшого обсуждения предложить подросткам заполнить заранее подготовленные анкеты с обязательной вводной частью перед вопросами: 
«Дорогой друг! Подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Эти ответы помогут сделать твою жизнь интересней и содержательней, позволят (с большой вероятностью) избавиться от ненужных текущих проблем. Не бойся за свою честность, ведь это только в твоих интересах (впрочем, если хочешь, ты можешь на вопросы ответить выборочно или не отвечать вовсе). Твои ответы обсуждаться нигде и ни с кем не будут, всё останется между нами. Спасибо за понимание!»

Вопросы анкеты.

1. С каким чувством ты идёшь в школу?

а) почти всегда с хорошим настроением,
б) когда как,
в) как правило, без радости – иду, потому что надо.

2. Будет ли зависеть твоя будущая жизнь от того, как ты сегодня учишься? 

а) безусловно, будет,
б) думаю, что будет, хотя не совсем в этом уверен,
в) скорее всего нет.

3. Тебя удовлетворяют твои сегодняшние успехи в учёбе?

а)да, всё устраивает,
б) в общем, да, но можно и лучше учиться,
в) совсем не удовлетворяют.

4. Как складываются твои отношения с учителями?

а) мне кажется, что хорошо,
б) в целом ничего, иногда возникают кое-какие проблемы,
в) неважно, им всем постоянно от меня чего-то надо.

5. Какие у тебя отношения с одноклассниками?

а) хорошие, со многими из них интересно и приятно общаться,
б) в целом, нормальные, хотя кое-кто из них мне не нравится,
в) так себе, я хотел бы перейти в другой класс.

6. Какие чувства ты чаще всего испытываешь во время уроков?

а) интересно, можно узнать что-то новенькое,
б) когда как, иногда – интересно, иногда – скучно,
в) так и жду какой-нибудь неприятности.

7. Как ты обычно чувствуешь себя после дня, проведенного в школе?

а) обычно у меня хорошее настроение, я не очень устаю,
б) временами чувствую себя очень усталым,
в) очень устаю, остаётся неприятный осадок.

8. Как складываются твои отношения с родителями?

а) хорошо, у нас доверительные отношения,
б) в целом ничего, иногда возникают разные проблемы,
в) неважно, они меня не понимают.

9. Есть ли у тебя человек (взрослый), которому ты можешь довериться?

а) есть, и не один,
б) есть один,
в) нет такого.

10. В чём, именно по твоему мнению, причина твоей учебной неуспеваемости (если таковая имеется)?

а) плохое самочувствие,
б) не понимаю объяснение учителя (учителей),
в) не прикладываю усилия.


После серьезного анализа результатов анкетирования делаются выводы и намечаются встречи с каждым подростком, нуждающимся в помощи. Необходимо в непринужденной обстановке с глазу на глаз побеседовать со школьником и согласовать с ним план действий по устранению неуспеваемости.
 

Рекомендация 3

К основным компонентам неуспеваемости педагоги и психологи относят следующие недостатки учебной деятельности школьника:

Остановимся на познавательных универсальных учебных действиях, без которых невозможно подлинное усвоение учебного материала. В многоэтапном процессе усвоения, требующем немалых умственных усилий, задействованы практически все операции мышления. Опыт работы с неуспевающими подростками показывает, что они не затрачивают необходимое количество этих усилий по разным вышеперечисленным причинам, но, в первую очередь, из-за нежелания напрягать свой мыслительный аппарат. В связи с этим классному руководителю стоит взять на вооружение тренинг по предупреждению и преодолению неуспеваемости. В чем же его суть? А в том, чтобы заставить подростка захотетьсовершенствовать свои умственные способности посредством методов,  побуждающих школьника к активной мыслительной и практической деятельности, в результате чего он научится продуктивно усваивать информацию с последующим грамотным ее применением. На практике это может выглядеть так. 
Классный руководитель как бы между прочим просит подростков подумать над вопросом «Что обычно бывает с теми возможностями, с теми ресурсами человеческого организма, которые человек не использует?», чтобы впоследствии на классном часе или факультативном занятии поделиться своими мнениями. Затем организует встречу, тщательно к ней подготовившись. Хорошо бы на самом видном месте поместить плакат со словами «Все, что не задействовано, со временем отмирает». 
В доброжелательной атмосфере заслушиваются мнения ребят, и наставник делает вывод о том, что, оказывается, неиспользованные возможности и ресурсы человеческого организма постепенно утрачиваются. Затем задает вопрос: «А если это касается интеллектуальных способностей?» - и продолжает очень убедительно и эмоционально: «При рождении каждый из нас получил великий дар – мозг. Только благодаря ему слабый и беззащитный человек воцарился на этой планете. И вот этот мозг, венец творения природы, мы используем, как микроскоп некий древний плотник, которому тот по чистой случайности попался в руки: вот сидит он и этим микроскопом заколачивает гвозди. Так и многие из нас. Ничуть не жалея наш мозг, не понимая его ценности, заколачиваем им свои "гвозди": захламляем и отупляем наш мозг ненужной информацией, бесполезным времяпровождением, бездумьем, наносим непоправимый вред алкоголем, курением и многими отравляющими его веществами. Большинство из нас даже не подозревает, что мозг сродни мышцам и требует неустанных тренировок. Не упражняясь, он стареет, дряхлеет и приходит в полную негодность гораздо быстрее, чем это можно себе представить. И этот великолепный инструмент, лучший из придуманных природой, "покрывается ржавчиной". Как нож, изъеденный ржавчиной, невозможно сделать острым, так же и мозг, разрушенный бездельем, вредными действиями обрекает своего хозяина на бессмысленное и примитивное существование и, в конце концов, на безрадостный исход. Если постоянно не напрягать мышцы, они со временем истощаются и атрофируются. Все, что не задействовано, со временем отмирает. И с мозгом происходит то же самое. Становится страшно, если всерьез об этом задуматься».
На подростков такая беседа производит должное впечатление, обычно они задумываются и с удовольствием выполняют рекомендации и предложенные задания. А если с ними часто проводить занятия в таком ключе? 
Вот некоторые простые упражнения, которые и мыслительные способности развивают, и познавательную мотивацию стимулируют, и воспитывают сосредоточенность, терпеливость, последовательность в действиях.

1. Как бы вы ответили на такие вопросы: 

a) Кот – 3, ворона – 3, баран – 2, корова – 2, собака – 3, коза – 2, петух – 8. Осел – ?
b) На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не один рубль. Какие это монеты?
c) Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
d) Черепаха движется так же быстро, как и лошадь. Когда это возможно? 
e) Чем больше оттуда берут, тем больше это становится.
f) Можно ли обогнать последнего?
g) Спортсмены бегут стометровку. Перед самым финишем один из них обгоняет спортсмена, бегущего вторым. Какое место он занимает?


2. Разгадайте анаграммы и прочтите текст

Волшебное яблоко

У киер етьс ольбойш асд. В отм асуд номог лоподывх еревьедв. реСид инх трастё блояня. И ресозавет ан ейн олькот ноод шебволеон клоябо. нОо лезачивате юлбую нура. 


3. Восстановите как можно быстрее известные поговорки. 

а) применить иметь хорошо главное ум мало хороший его
б) им глупец который найдёт большего станет глупца ещё всякий восторгаться 


4. Сделайте вывод из каждой пары посылок и сравните оба умозаключения. Не пропустите подвох


5. Расставьте в прямоугольной комнате 10 стульев по три у каждой стены.
 

Рекомендация 4

Многие подростки затрудняются выполнять подобные задания. Почему? Не хватает находчивости, сообразительности, быстроты мышления? Да, не хватает, но не только и не столько именно этого. Оказывается, здесь имеет место недостаточно развитое живое мышление, которое в отличие от косного – шаблонного, несамостоятельного, "бесчувственного" – является активным, гибким, раскрепощенным, критичным, нестандартным, диалектичным, "чувственным". Главная его характеристика – устремленность к знаниям. 
Как же воспитать живое мышление? Именно воспитать, потому что развивать можно какие-то виды и качества мышления, мыслительные способности, операции. С чего же начать? А вот с чего: сначала просто заставьте себя задуматься. Томас Джон Уотсон-старший, легендарный американский предприниматель и руководитель, основатель и президент IBM, утверждал: "Все проблемы мира можно было бы урегулировать, если бы только люди были готовы думать. Беда в том, что люди очень часто прибегают к всевозможным приспособлениям, чтобы не думать, потому что мышление является столь тяжелой работой". Итак, просто начать думать, т.е. заняться "включением головы".
Думать – значит сравнивать, рассуждать, делать собственные выводы, находить самостоятельные решения проблемных ситуаций. Воспитанию именно живого мышления в главной мере способствует непрерывная работа по общению с самим собой и окружающим миром. Для начала предложите подросткам поиграть в такую игру: 

1) глядя на окружающий мир, задавать себе вопросы, начинающиеся словами: почему, откуда, зачем, как, сколько, когда, где и т.п. Найти ответы на них, а потом задать себе основной вопрос: "Как случилось, что я до сих пор этого не знал?",
2) слушая на уроке объяснение учителя, стараться каждый раз после нескольких фраз выделять главную мысль.


Живое мышление можно «разбудить» с помощью специальных упражнений. Но самым лучшим упражнением является размышление о работе собственного мыслительного аппарата и о способах его совершенствования.
Вот некоторые рекомендации по воспитанию живого мышления, разработанные педагогами, психологами, философами, менеджерами-профессионалами.

1. Учитесь ставить цели и достигать результата

Поставьте перед собой цели: "открыться миру", стать наблюдательным, совершенствовать свое мышление, научиться жить в согласии с собой и окружающими. Задействуйте все внутренние ресурсы и силы для их достижения. Составьте план на каждый день и старайтесь ему следовать. Быстрых результатов не ждите. Мозги и чувства "раскачать", а при необходимости и "повернуть" совсем в другую сторону непросто. Пробуйте, пробуйте и, если не получается, – пробуйте еще. Каждый день добивайтесь хотя бы частички успеха. 


2. Развивайте воображение

Мышление без воображения – воспроизводство готовых знаний и выстроенных кем-то алгоритмов действий. В настоящее время результаты исследования воображения школьников показывают, что оно оставляет желать лучшего. Ребята стали мало фантазировать. А это приводит к недостаточной работе многих познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.). А чем это опасно? Слабое воображение не позволяет школьнику хорошо запоминать (не хватает образов), полноценно усваивать учебный материал, потому что подлинное усвоение – процесс творческий, проходящий в несколько этапов: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, запоминание, закрепление и применение. И на каждом этапе воображению отводится немалая роль. Хорошее здоровое воображение – залог не только позитивного мышления, творческих достижений, но и качественного запоминания, полноценного усвоения учебного материала, а в итоге – успешного обучения. 


3. Выполняйте задания, содержащие противоречия

a) Как поместить одну чайную ложку сразу в два одинаковых стакана?

b) Два всадника участвовали в соревнованиях. Условие было таким: "Чей конь придет к финишу последним, тот и выиграет!". Всадники почти не двигались с места, ехали очень-очень медленно. К ним подошел мудрец и узнал условие соревнования. Потом он шепнул каждому на ухо одну фразу. Всадники поступили точно так, как сказал мудрец, и помчались на конях с огромной скоростью. Что сказал им мудрец?
c) По дороге едет большой грузовик. Фары у него отключены. Луна не светит. Водитель плохо видит и на лбу у него очки. И вдруг вдалеке женщина с маленьким ребенком начинает перебегать дорогу. Светоорожающих элементов или фонарика у них нет. Однако водитель увидел их и вовремя остановился. Как водитель смог разглядеть пешеходов и вовремя остановить грузовик?
d) Будет ли купец в выигрыше, который из соображений рекламы вывесил объявление: "Сегодня за наличные, завтра в кредит?"


4. Развивайте критичность, внимание, наблюдательность, способность концентрироваться на главном.

Старайтесь все вокруг подвергать сомнению, постоянно задавая себе вопрос "зачем?" В процессе общения стремитесь понять, как люди пришли к тому или иному рассуждению, а наблюдая за их действиями, задумайтесь, что их подвело к тому или иному поступку. Анализируйте каждое высказывание. Воспринимая условие задачи, подумайте, как такое может быть и может ли быть вообще. Ответ задачи частично, а бывает, и полностью находится на поверхности. Например: "Сколько длилась столетняя война?", "На сосне семь яблок, на березе – два яблока. Сколько всего яблок выросло на этих деревьях?".
Читая условие, пытайтесь себе представить то, о чем в нем говорится, создайте четкий образ. Например, известная задача про кошек – "В комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой – по три кошки. Сколько кошек всего?" – прекрасно решается, если сразу представить себе эту картинку. Тогда окажется, что четыре кошки сидят по углам и каждая из них видит трех своих подруг, т.е. – всего четыре кошки.
Учитесь концентрироваться. А поможет вам в этом упражнение Рудольфа Штайнера, философа и писателя, основателя вальдорфской педагогики: он предлагает ежедневно в течение пяти минут внимательно рассматривать обычную чайную ложку. Чтобы выполнить это упражнение, необходима очень высокая концентрация внимания. Нужно отметать все мысли, не имеющие отношения к ложке. И когда это удается, в сознании рождаются вопросы, например, такие: "Почему у нее именно такая форма?", "Как появилась идея создать такую ручку, широкую ближе к концу и узкую ближе к основанию черпака?", "На что похожа форма черпака?".
Сконцентрироваться помогают любые вопросы и предметы. Возьмите, к примеру, чайник и попытаетесь понять, почему он выглядит именно так, а не иначе, и как его можно использовать в других целях.

5. Развивайте личностную, чувственную компоненту мышления.

Старайтесь пристрастно "всматриваться" в окружающий вас мир, оценивать его и анализировать. Нельзя оставаться равнодушным ни к одному факту, ни к одной посетившей вас мысли. Формируйте чуткость к мелочам и деталям.
Решайте задачки и загадки с "подвохом", предполагающие нестандартный ответ. Это – задания с обычным вопросом, который на первый взгляд может показаться странным и некорректным, но после серьезного обдумывания окажется вполне логичным. Многие из таких заданий – с чувством юмора. Это тоже развивает "живость" мышления. Вот интересные примеры:

 

a) Чем их больше, тем вес меньше. Что это?

b) Что не войдет в самую большую кастрюлю?
c) Кто ходит сидя?
d) Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набитый зайцами?
e) Одного мужчину выгнали из духового оркестра за прогулы репетиций. Он сильно обиделся и решил отомстить. Однажды он пришел на концерт и сел в первом ряду. Оставаясь на своем месте и не издавая никаких звуков, он сорвал выступление своего бывшего духового оркестра. Как ему это удалось?

Для развития личностной, чувственной компоненты мышления надо читать хорошую литературу, переживать события вместе с героями и сочувствовать. Чтение, ко всему прочему, развивает сосредоточенность, быстроту и гибкость мысли. Расширяется кругозор, на основе которого впоследствии будут формироваться новые знания, новые способы действий.
Древние говорили, что если оживить чувства, то прояснится ум.

6. Постоянно совершенствуйтесь. Тот же Томас Джон Уотсон-старший говорил: "Всякий раз, когда человек или предприятие решают, что успех достигнут, прогресс прекращается".

Успехов!

(http://www.zanimatika.ru)