[Сайт учителя математики ]

Эссе «Современный учитель»

Утро. Семь часов. Звонит будильник. Тихонько, чтобы не разбудить дочь и жену, встаю и иду готовить завтрак. Через шесть лет мы с женой - (она тоже учитель) - поведём нашу дочку в школу. Как быстро летит время.

Вспоминаю напутственные слова, какими провожали нас наши учителя на последнем звонке: «Желаем Вам не потеряться, а найти себя». К моменту окончания школы у меня сложилось четкое представление о профессии учителя, и я, не раздумывая, выбрал ее, так как учитель для меня всегда стоял и стоит на особом месте. В моей семье не было учителей. Мои родители были простыми тружениками, добрыми и справедливыми. Детство было наполнено уважением к книгам, знаниям. Меня всегда завораживало слово «Учитель», оно казалось ярким и светлым. Я любил играть в школу и испытывал постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Тогда-то и зажёгся мой огонёк, который связал мою жизнь с педагогикой. Детская влюблённость в профессию привела меня к учительской доске. Прошли годы - и я стал учителем! Моя мечта сбылась! Математика – любимый с детства предмет, который обязывает дисциплине, точности, конкретности. Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего математику или такого, который с интересом учит математику.

Сейчас понимаю, что работа учителя — это не игра. У меня есть 40 минут урока, и за этот отрезок времени я должен научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. Понимаю, что современный учитель – человек большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств, он должен уметь находить к каждому ребёнку свой подход, свой ключ. Если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы и ситуации успеха, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно.

Жизнь не стоит на месте. Меняется поколение детей, меняется школа, а вместе со школой меняется учитель. Я вхожу в класс, где меня ждут они - дети нового поколения, поколения компьютеров, смартфонов, интернета. Понимаю, что роль учителя становится еще более значимой: он должен играть на одном «высокотехнологичном поле» с теми учениками, для которых и «новая школа», и новый Стандарт, и современные технологии. Я – современный учитель. Я должен чётко понимать задачи, стоящие передо мной. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными. Профессия учителя не терпит шаблона отставания от требований времени. Быть учителем скучным – не могу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше. Я учусь. Я закрываю глаза и вижу класс. Вот они, мои ученики. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые. Люблю свою работу. Не сразу всё получилось у меня. И подход к детям искал, и с планами чуть ли не до утра вначале сидел, и среди опытных коллег какое-то время себя неуютно чувствовал. Иногда приходилось начинать все сначала, но никогда я не пожалел о том, что стал учителем. Бывали дни, когда казалось, что всё делаю не так, как надо, чувствовал усталость, но... Звонок на урок, я вхожу в класс, вижу сияющие глаза, которые смотрят на меня, надеются, ожидают какого-то чуда, и я забываю обо всём, тону в этих лучиках света, тепла, надежды и любви.

Миссия современного учителя в том, что он задает ориентиры, которые определяют поступки, решения и выбор целей. Учитель учит отличать правду ото лжи, доброту от зла, помогает учащимся вырабатывать активную жизненную позицию. Я считаю, что настоящего педагога отличает вечная жажда знания, стремление к совершенствованию, к духовному росту, огромная любовь к детям. С каждым классом я проживаю новую жизнь. Я учусь видеть и ценить в ребёнке его неповторимую индивидуальность, стараюсь обеспечить свободу самовыражения его личности. Понимаю: ребёнок — человек, имеющий своё собственное представление о мире, свой опыт, свои чувства. Хочу, чтобы школа стала для него планетой радости, чтобы мы испытывали счастье от общения друг с другом. Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста, автора оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, на отрицание авторитарного подхода Ш. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Часто знакомые меня спрашивают: «Разве легко в школе, разве независим учитель и не погружен в море бумажно-отчетной волокиты?» Бытует мнение, что современный учитель – это сплошной комок нервов, сложно налаживаются контакты со школьниками, их родителями. Многие считают, что это неудачный выбор, и с сожалением и сочувствием смотрят на меня. Сколько раз я слышал от разных людей: «Как вы работаете с нынешними детьми?! Они же никого не слушают, ничего не понимают и ничего не хотят! Как вы с ними справляетесь?». Но есть и такие, в том числе и я, которые понимают и с уверенностью говорят, что учитель – это лучшая профессия на Земле. А ответ прост: «С ними не надо «справляться», их нужно просто понять, принять и постараться помочь им стать лучше. Дети – индикаторы современной жизни - понимают и ощущают гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения и доверия, и только искренность и кропотливый труд помогут получить их уважение и любовь.

Быть педагогом непросто. С одной стороны – это огромная ответственность, с другой – ощущение в себе «моря творческого потенциала». На мне лежит огромная ответственность за то, какую дорогу выберет каждый из моих учеников. Я пытаюсь их поддерживать, ведь важно, чтобы кто-то был рядом в любом начинании, в начале любого пути. Я стараюсь, чтобы ученики узнавали новое не только от меня, но и открывали это новое сами.

Стремительный 21 век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. Учитель 21 века - человек, который не только должен нести новое детям, но и помогать осуществлять будущее своих учеников, развивать желание преодолевать жизненные трудности, научить правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.

Школа — это дом, из которого не хочется уходить, по которому вечерами скучаешь и о котором у тебя остаются самые теплые воспоминания. Учительство - это моё призванье. Это сложно, но очень интересно. Ведь впереди столько нового! Ни разу я не пожалел о своём решении. Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…

Финал? НЕТ, не финал. Я ставлю многоточие – символ перспективы и надежды. Рано подводить итоги, я только в начале пути. Я люблю свою работу. Уверен: профессии прекрасней нет! С радостью, с гордостью могу сказать, я – учитель. Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Идут дни, годы. Как быстро летит время. А хочется успеть многое. Я благодарен своей судьбе, которая привела меня в школу, за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда самый маленький успех ребенка стал моим успехом, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.

Последний звонок - отдельная страница в книге школьной жизни каждого учителя, главный и торжественный миг. Благодарные ученики, грусть расставания. Теплые слова: «Спасибо Вам, Андрей Владимирович за знания и за то, что научили верить!». Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель - результату.  Завтра снова, переступив порог школы, я с теплотой посмотрю в широко раскрытые глаза детей, улыбнусь и с любовью скажу: «Здравствуйте, дети!». Моя жизнь – это радостная работа, увлекательная игра, любовь, счастье, дети, борьба!

Я – Учитель нового времени! Я начинаю заново, как Ной.