[Сайт учителя математики ]

Статья посвящена использованию лабораторных работ на уроках математики в основной школе. Лабораторная работа не только способствует повышению качества знаний обучающихся, но и приносит немало приятных бонусов: повышает мотивацию к изучению предмета, развивает самостоятельность обучающихся, способствует развитию профессионального самоопределения, что особенно актуально в условиях возрождения инженерной школы Урала. (Для XXII открытых Педагогических чтений) 

«Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит»

М.В.Ломоносов

Сегодня невозможно представить мир, в котором нет математики и ее открытий. Созданная нашей цивилизацией и сопровождающая ее на всех этапах развития математика остаётся важнейшей наукой. Практически все современные исследования и технологии не только используют математические методы, но и строятся по математическим законам. Безусловно, путь в современный мир лежит через математику, поэтому не случайно математическое образование играет значительную роль в современном обществе.

На сегодняшний день в Свердловской области разработана концепция возрождения инженерной школы Урала, согласно которой начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте. Нельзя не согласиться, что такой важный проект должен быть доступен для каждого ученика. В таком случае поддержать интерес и развить способности обучающихся к техническим наукам могут учителя математики. Учитывая принцип работы инженера, отличным инструментом будет лабораторная работа на уроке. Лабораторные работы на уроках рождают истину, дети сами получают новые знания, понимают математические законы благодаря личному опыту.

На практике лабораторные работы применяются мною с 5 класса. В 5-6 классах все лабораторные непосредственно связаны с геометрическими темами: прямоугольник и его площадь, окружность, угол, масштаб, модуль, треугольник, прямоугольный параллелепипед. На уроках обучающиеся активно включаются в работу, последовательно выполняя задания лабораторной самостоятельно, делают вывод математических правил и формул. Так, например, в 6 классе при изучении формул длины окружности, площади круга урок обязательно проходит с использованием лабораторной работы. Дети с помощью обычной нитки и линейки измеряют длину окружности, диаметр. Самостоятельно выполняя деление полученных величин, приходят к выводу, что хотя окружности у всех были разными, ответ получается у всех практически одинаковый. Таким образом, самостоятельно определив число «пи» и зависимость между величинами, у обучающихся не возникает затруднений при решении задач, связанных с формулами длины окружности и площади круга.  В 5-7 классах с особым увлечением проходят лабораторные работы в игровой форме – это целые «научные эксперименты», которые проводят «настоящие ученые».

В старших классах отношение к лабораторным работам не меняется, их количество только возрастает. На уроках алгебры и геометрии проводится фактическое моделирование математических ситуаций при решении различных задач и изучении теорем. Изучение функции, построение различных геометрических фигур проводится с помощью лабораторной работы. Как результат, учебный материал усваивается обучающимися намного быстрее и легче.

Принимая во внимание все вышеизложенное,  можно сделать вывод, что применение лабораторных работ и лабораторных исследований на уроке математики имеет большое значение, так как лабораторная работа:  формирует практические навыки и умения геометрического характера, позволяет полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами, даёт возможность ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике, повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке, делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. Активное применение лабораторных работ в учебном процессе усиливает мотивацию обучающихся к изучению точных наук, что в свою очередь, способствует их профессиональному самоопределению.

Конечно «продуктивность» лабораторной работы зависит от ее систематического использования, т.к. применение их от случая к случаю не сможет повысить качество знаний обучающихся. А проблем с использованием лабораторных работ в учебном процессе много. Это   и недостаточное количество методической литературы по использованию лабораторных работ, и отсутствие строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ, и недостаток необходимого оборудования в школе. Вопросов остается много, и разрешить их возможно только в дальнейших педагогических поисках.